Информационная компания Finam.ru провела интернет-конференцию, посвященную влиянию восточных ритейлеров на электронную коммерцию в России. Участники конференции сделали акцент на потенциальной конкурентной угрозе отечественным компаниям со стороны ритейлеров из Китая. Как считают эксперты, российские ритейлеры должны приложить усилия к обнаружению и освоению своей позиции, а также поиску новых эффективных приемов.
Мировой объем сделок через интернет достиг 1,5 трлн долларов в 2014 году, в России он составил 713 млрд рублей. Такой прирост был достигнут и благодаря тому, что ряд клиентов, ранее покупавших товары в обычных магазинах, стал приобретать их через интернет. Недавно на российском рынке появился новый сетевой ритейлер - Цзиндун. Количество аудитории площалки АлиЭкспресс также стремительно растет. Однако, несмотря на опасения участников встречи, которая была организована Finam, многие видят ситуацию в положительных красках.
Владелец сервиса ЖЖ Г. Клименко заявляет, что большинство российских ритейлеров задумывается о смене рода деятельности. Он сообщает, что между отечественной и зарубежной интернет-коммерцией нет конкурентной борьбы, зато наблюдается попытка российских компаний выжить при постоянном увеличении долгов. Согласно прогнозам Клименко, малая часть предпринимателей в сфере электронной коммерции сможет продержаться на плаву дольше пары лет, если только Таможенный и Налоговый кодексы не изменятся.
По словам руководителя направления «Электронная коммерция» Itella в России Д. Лобанова, на зарубежных площадках российские покупатели заказывают все больше электроники и мобильной техники от китайских производителей, которые не имеют раскрутки посредством СМИ в России, но обретают популярность благодаря рекламе в соцсетях и распространению информации между самими клиентами. Как считает Лобанов, российские ритейлеры должны искать свое место и способы выдержать конкурентную борьбу с серьезными противниками.
Как считает операционный руководитель компании Softkey А. Федоров, основная проблема российских интернет-магазинов заключается в неумении оптимизировать деятельность и сокращать уровень издержек. По его словам, несмотря на сильную конкуренцию в области продажи одежды, техники и массовых товаров для потребления, существуют такие направления, в которых отечественные компании смогут преуспеть, в отличие от тех же китайских, к примеру это продажа билетов, ряда электронных товаров и т.д. Также он сообщает, что основной проблемой является то, что китайские товары имеют низкую стоимость, поскольку при производстве используется дешевая рабочая сила, а товары идут на рынок, минуя цепочку посредников.
Тем не менее, активное участие китайских ритейлеров на отечественном рынке имеет влияние не во всех сферах электронной коммерции, как считает руководитель отдела интернет-раскрутки компании Связной М. Морозов. Он сообщает, что усиление конкурентной борьбы может ожидаться в области портативной техники, а также аксессуаров и предметов, купить которые в России в обычном магазине нельзя. Морозов уверен и в том, что создание инфраструктуры, которая будет учитывать специфику потребностей и спроса на территории России, займет у иностранных магазинов весьма немалое время.
Наконец, аналитик компании Финам Т. Нигматуллин отмечает, что Россия представляет собственных конкурентоспособных игроков, например, Юлмарт или Ozon. Несмотря на сложность экономической ситуации, их развитие идет полным ходом, а конкурентная борьба, по мнению Нигматуллина, только провоцирует этот процесс, заставляя компании усовершенствовать свой сервис. |