Объект
исследования:
РЫНОК СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ
Цель
исследования:
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РЫНКА И
ПРОГНОЗ ЕГО РАЗВИТИЯ НА 2011-2013 ГГ.
Регион
исследования:
РОССИЯ И РЕГИОНЫ РФ
Основные
блоки исследования:
ОБЪЕМ РЫНКА СРЕЗАННЫХ
ЦВЕТОВ
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА
СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ
ПРОИЗВОДСТВО СРЕЗАННЫХ
ЦВЕТОВ
АНАЛИЗ ИМПОРТА СРЕЗАННЫХ
ЦВЕТОВ
ЦЕНЫ НА СРЕЗАННЫЕ ЦВЕТЫ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ
ПРЕДПОЧТЕНИЯ СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ
КРУПНЕЙШИЕ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА
СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ НА 2011-2013 ГГ.
Рынок
сегментирован:
ПО ИМПОРТНО-ВИДОВЫМ
ХАРАКТЕРИСТИКАМ
ПО ДОЛЕ
ИМПОРТНОЙ/ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
ПО ОСНОВНЫМ РЕГИОНАМ РФ
ПО КАНАЛАМ ПРОДАЖ СРЕЗАННЫХ
ЦВЕТОВ
ПО ВИДАМ ЦВЕТОВ В МОСКВЕ
Крупнейшие
игроки на рынке срезанных цветов, рассмотренные в исследовании:
ГУП АГРОКОМБИНАТ «ЮЖНЫЙ»
ГУП «МОСЗЕЛЕНХОЗ»
«УЛЬЯНОВСКИЙ
СОВХОЗ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА»
«ПЕРВОМАЙСКИЙ
СОВХОЗ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА»
«ОСТАНКИНСКИЙ
СОВХОЗ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА»
«МЫТИЩИНСКИЙ
СОВХОЗ ДЕКОРАТИВНОГО САДОВОДСТВА»
ЗАО АГРОФИРМА «КОСИНО»
ОАО «ГАЛАНТУС»
ОАО «РОЗОВЫЙ САД»
ООО «НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ»
ООО «СЕВЕРНАЯ МЕЧТА»
ООО «ЗОЛОТЫЕ ЦВЕТЫ»
ООО «СЕЛЬХОЗПРОМИНВЕСТ»
Источники
информации, используемые в исследовании:
Федеральная служба
государственной статистики
Министерство
экономического развития
Федеральная таможенная
служба
Федеральная налоговая
служба
Оценки экспертов отрасли
Отчеты о розничных
продажах
Материалы основных
игроков отрасли
Отраслевые печатные и
электронные издания
В
исследовании приводится 25 графиков, 13 диаграмм, 8 таблиц и 3 схемы.
ВЫДЕРЖКИ
ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ
МИРОВОЙ
РЫНОК
Согласно мнению экспертов рынка, мировой
объем рынка срезанных цветов в 2000-2010 годах составлял около *** млрд.
долл. в год, причем, по оценке аналитиков Intesco Research Group, к 2010 году
он вырос до *** млрд. долл.
По оценкам экспертов, в 2010 году
около ***% мирового производства срезанных цветов пришлось на Кению, еще по ***% - на Колумбию и Израиль.
Нидерланды заметно снизили объем непосредственно производимой ими продукции и
занимали лишь около ***%. Остальное производство пришлось на прочие страны.
3.3. Тенденции развития рынка
География
производства цветов, относительно стабильная до начала 1990-х годов, в
последние 20 лет быстро сужается.
Если в 1990-е годы большая часть цветов выращивалась в Голландии и филиалах
европейских компаний в развивающихся странах, то в 2000-х все большую долю
стали занимать сами развивающиеся страны, быстро расширяющие собственные
производства. Низкий уровень оплаты труда позволяет им с успехом
конкурировать с европейскими производителями, которые делали ставку на экологичное, высокотехнологичное производство цветов в
теплицах в течение всего года. Географическое положение стран Африки и Южной
Америки также помогает им с наименьшими тратами производить большой урожай к
традиционным праздникам развитых стран.
Вместе со спросом стремительно
меняются и каналы розничных продаж. В 1990-е годы основными точками продаж
были цветочные бутики и флористы. В 2000-х все большую долю стали занимать
*** и ***.
Эти процессы, а так же тот факт, что
стоимость производства цветов оптимизировано и дальнейшее ее снижение
затруднительно, приводит к смещению ориентации активности производителей с
производства на новые каналы распространения продукции. Постепенно
развиваются более персонализированные методы доставки цветов, развиваются
стандарты торговли и дистрибуции продукции.?
ОБЪЕМ
РОССИЙСКОГО РЫНКА
За 2009-2010 годы объем рынка снизился на ***% по сравнению с данными 2008 года, что было вызвано
сокращением объема импорта вследствие мирового финансового кризиса. Стоит
отметить, что изменение объема рынка цветов оказалось отложенным на год по
сравнению с изменением объема экономики. Основные объемы продажи цветов
приходятся лишь на первый квартал года и тенденции в них не соответствуют
тенденциям в экономике за год в целом. Например, в 2008 году наблюдался
максимальный объем рынка за пять лет, поскольку основной объем покупок
пришелся на февраль-май, когда мировой финансовый кризис еще не начался. То
же самое относится и к 2009 году – на Россию кризис повлиял с некоторой
задержкой и в первом квартале года спрос на подарки еще не успел снизиться в
полном объеме.
По оценкам участников рынка, до 2009
года включительно около 90% рынка занимала импортная продукция. Оставшиеся 10% приходились на продукцию тепличных хозяйств
и, в летний сезон, продажу цветов частниками.
РОССИЙСКОЕ
ПРОИЗВОДСТВО
Россия заметно отстает от
большинства развитых стран и по площади тепличных хозяйств на ее территории –
как в абсолютном выражении, так и на душу населения. В 2006 году общая
площадь тепличных хозяйств в России составляла *** тыс. га, и к 2010 году
сократилась до *** тыс. га.
По оценке Intesco Research Group,
производство цветов в российских теплицах в 2006-2009 годах постепенно
увеличивалось со *** до *** млн. шт. в год. После
чего в 2010 году наблюдался заметный рост производства, вызванный завершением
строительства нескольких цветочных теплиц, построенных по голландской
технологии, что привело к увеличению сбора цветов до *** млн. шт.
Из примерно *** тысяч гектаров,
занятых тепличными хозяйствами лишь около ***% занимают
под выращивание цветов. Эта доля оставалась сравнительно неизменной в течение
2000-2007 годов, но примерно с 2008 года начала постепенно увеличиваться. Это
объясняется как постепенным строительством новых теплиц для выращивания
цветов, так и довольно быстрым (по *** га в год)
уходом с рынка старых теплиц, выращивающих овощи и другие виды продукции.
Около ***% выращиваемых в России
цветов составляют розы. Оставшиеся примерно поровну делят тюльпаны (***%),
хризантемы (***%) и прочие виды цветов(***%).?
ОСОБЕННОСТИ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ
Более *** всех цветов реализуется
через рынки и уличные цветочные ларьки, а также, уличную торговлю («лотки»).
Еще ***% приходится на цветочные салоны и флористов (специализированные
цветочные магазины). Оставшиеся ***% распределены между супермаркетами,
элитными салонами, интернетом и прочими каналами распространения.
Наибольшая доля импортных цветов
распространяется в Москве. По оценкам аналитиков Intesco Research Group эта
доля и снизилась на 12% за 2008-2010 годы вследствие снижения спроса,
вызванного кризисом. Однако Москва по-прежнему является крупнейшим регионом-потребителем
срезанных цветов. Следом за ней идут Московская область и Санкт-Петербург, на
которые в 2010 году пришлось 17% и 12%, соответственно. Наиболее заметно
выросла доля Московской области, выросшая за 2009-2010 годы с 5% до 17%.
Наконец, заметно некоторое увеличение доли «прочих» регионов, вызванное
падением спроса в крупнейших регионах страны.?